Что же кроет в себе такое интересное понятие — «сказкотерапия»? С малых лет мы привыкли воспринимать чтение сказок как элемент игры, но никак не способ лечения. Но все же, как выяснилось, сказки могут не только многому научить малыша, но и стать «палочкой-выручалочкой» в избавлении от комплексов и решении проблем уже во взрослой жизни.
Главное в статье
- Что такое сказкотерапия для детей?
- Функции сказкотерапии: кому полезна терапия сказками?
- Методы сказкотерапии
- Как применять сказкотерапию: алгоритм действий
- Какие сказки подходят для сказкотерапии?
- Как сочинить сказку для сказкотерапии?
- Сказкотерапия для дошкольников
- Книга Зинкевич-Евстигнеевой о сказкотерапии
- Отзывы о сказкотерапии
- Видео-занятия по сказкотерапии
Что такое сказкотерапия для детей?
Сказкотерапия используется, чтобы скорректировать модель поведения ребенка или избавить его от существующих фобий с помощью сказок. Существует даже целое направление в психологии, посвященное этой тематике.
Из поколения в поколение родители рассказывали своим детям разнообразные истории и притчи, которые помогали тем формировать свою точку зрения, понять, как отличить добро от зла и позабыть о своих страхах.
Такую методику можно использовать, если ребенок провинился. Критика и физическое наказание не всегда приносят желаемый результат, а вот выдуманная на ходу история, то есть сказка, запомнится положительными или отрицательными персонажами. Тогда кроха сможет подключить логическое мышление и провести параллели между своим, не очень хорошим поступком, и рассказом.
Но современные родители не часто прибегают к такому способу развития малыша, а напрасно. Когда ребенок посвятит вас в интересные моменты своей любимой сказки, подумайте, может именно в ней кроются мечты, предпочтения или страхи любимого чада, это поможет лучше его понять и проникнуться его жизнью.
С возрастом вкусы ребенка меняются, а соответственно и любимые сказки будут другими. Не пропустите эти изменения.
Функции сказкотерапии: кому полезна терапия сказками?
Сказкотерапия используется для работы не только с детьми, но и со взрослыми. Отличие только в том, что с детьми все происходит в игровой форме, а со взрослыми – в проведении беседы, где полно рассуждений. В жизни практически не существует ситуаций, где бы не пригодилась терапия сказками.
Полезные свойства сказкотерапии:
- Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных персонажей.
- Обучение в игровой форме, без принудительных методов.
- Развитие умения различать и переживать эмоции, когда малыш «проживает» историю вместе с персонажами.
- Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.
- Возможность осознать, что ребенок живет в большом и интересном мире, где много всего нового, что еще предстоит изучить.
- Готовность строить взаимоотношения между людьми, изучая модели поведения сказочных героев.
- Легкое исправление трудностей в поведении ребенка. Существует даже специальный вид сказок, написанный специалистами, учителями или самими же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.
- Помощь в решении жизненных проблем, пусть еще таких маленьких. У детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда дитя не может найти правильный выход из той или иной ситуации – пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.
- Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого используются сказки только с положительными героями, в которых царят мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться, настроиться на хорошее.
Методы сказкотерапии
Метод «Сочинение и проговаривание сказки»
Важно именно рассказать сказку, а не прочесть ее. Так устанавливается зрительный контакт и можно следить за изменениями в человеке. Психолог и малыш могут менять содержание сказки, сочиняя дополнительные моменты в ней. Это позволит ребенку проявить свои эмоции наружу.
Допустим, если малыш перебивает педагога, торопиться изменить конец сказки, спешно бормочет слова, взволнован – все эти проявления могут послужить оценкой прохождения ребенком теста, и говорить о неустойчивом состоянии нервной системы.
Метод «Рисование сказки»
После рассказа определенной сказки будет не лишним воплотить ее в рисунке, аппликации, лепке из пластилина. Таким образом, человек выплескивает наружу свои впечатления от прослушанного. Это своего рода избавление от негативных чувств. Не имеет значения, насколько аккуратно выполнена поделка. Если история произвела достаточно сильное влияние, то в работах могут присутствовать темные цвета, изображение чудищ или других ужасающих образов. При этом, если попросить ребенка изобразить эту же сказку повторно, то композиция будет выглядеть уже в более спокойных тонах. Так и проявляется эффективность данного метода.
Метод «Изготовление кукол»
По утверждению психологов, изготовление куклы – это расслабление, своего рода медитация. Она позволяет направить свою энергию на конкретный объект – куклу, и заняться размышлением в процессе рукоделия. Для детей такой метод особенно важен, он развивает мелкую моторику рук.
Метод использования карт «Мастер сказок»
Автором и разработчиком этих карт является сказкотерапевт Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Это колода из 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название и значение, к ним прилагается инструкция по применению.
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»
Этот метод предусматривает проведение диагностики психоэмоционального состояния ребенка с помощью кукол. Родителям можно и не присутствовать на таком занятии.
Метод «Песочная терапия»
Песочная терапия при помощи сказок – это один из интереснейших видов психологического подхода, она помогает визуализировать проблему и с помощью тактильного контакта избавиться от нее. Такая медитация бывает нужна не только ребятне, но и взрослым людям.
Метод «Кататимный подход в сказку»
По этой методике предусматривается несколько фаз. Это процесс «погружения» в сказку, знакомство с героями, обсуждение и «выход» из сказки.
Как применять сказкотерапию: алгоритм действий
Применение сказкотерапии на практике происходит в несколько этапов:
- Предварительная беседа. Специалист узнает о любимой сказке малыша, где и при каких обстоятельствах он ее услышал впервые, какие эмоции ощущает, как относится к персонажам.
- Релаксация. Это упражнения на расслабление, которые ребенок выполняет с закрытыми глазами.
- Представление образа. Ребенок визуализирует себя как персонажа сказки, о которой он говорил ранее.
- Обсуждение. Озвученную сказку обсуждают, дают задание на дом изобразить рисунок, а на следующем занятии его обсуждают.
Какие сказки подходят для сказкотерапии?
Истории, используемые в сказках, должны полностью разграничивать добро и зло, в них не может быть персонажей с двойственными качествами. Если герои сказок и ребенок – одногодки, это упростит задачу, ему будет близок этот рассказ. Можно использовать народные сказки, можно и авторские.
Для маленьких это могут быть такие сказки:
Для взрослых же материал нужно подбирать такой, который избавит от внутреннего смятения и тревоги. Когда будет определено чувство или эмоция, с которыми нужно «бороться», будет подобрана соответствующая литература.
Если после занятия в глубине души появится чувство, что сказанное зацепило «за живое», значит вы на правильном пути, и совсем скоро удастся избавиться от неудач и достигнуть желаемого результата.
Как сочинить сказку для сказкотерапии?
В сказке должны быть прямые намеки на те трудности, с которыми столкнулся малыш, но все должно быть завуалировано.
В вымышленной истории должен присутствовать новый способ решения проблемы, который дитя сможет применить на собственном опыте.
Сюжет должен следовать определенному алгоритму:
Жили-были… Это предисловие, знакомство с персонажами в самом начале. Для самых маленьких – это зверьки, игрушки, фрукты, овощи. После пяти лет – это волшебные сказочные герои. Для более старших ребят – это притчи, легенды, поучительные истории.
И вдруг однажды… В этом месте персонаж встречается с трудностями, схожими с проблемой ребенка.
Из-за этого… Здесь таится способ решения проблемы и описывается, как герои с этим справляются.
Кульминация. Добро побеждает зло, и персонажи успешно преодолевают все преграды.
Развязка. Концовка сказки всегда должна носить положительный характер.
Мораль сказки… Герои сказки делают выводы о произошедших событиях, после чего их жизни меняются в лучшую сторону.
Сказкотерапия для дошкольников
Использование сказкотерапии в дошкольном возрасте — самое эффективное, когда можно помочь ребенку правильно сформировать моральные ценности.
Подсказки для достижения положительного результата с малышами:
- Определите любимое занятие крохи и включите его в процесс лечения.
- Заинтересуйтесь сказкой сами, тогда у вас получится заинтересовать рассказом ребенка.
- Излагайте историю эмоционально, читайте выразительно.
- Исходите из настроя маленького клиента, если он не в духе, то лучше перенести занятие.
Организационные моменты в работе с дошкольниками:
- Подбирайте материал, который дитя сможет понять в силу своего возраста.
- Не нагружайте малыша слишком интенсивно, все должно быть в меру.
- Занятия должны проходить в непринужденной обстановке, не давите на ребенка.
- Обсудите пройденное, проведите анализ и поинтересуйтесь, все ли понравилось маленькому пациенту.
Книга Зинкевич-Евстигнеевой о сказкотерапии
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна – доктор психологии, является автором научных работ, тренингов и проектов в области сказкотерапии. Проводит работы с общественностью в области психологии, принимает активное участие в реабилитации правонарушителей, не достигнувших совершеннолетия. Разработала методики, которые опубликованы в ее книгах о сказкотерапии. Таких книг множество, невозможно выделить какую-то одну. Вот краткий обзор книг Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д., посвященных сказкотерапии.
«Практикум по сказкотерапии». В доступной форме описываются разновидности сказок и то, как их можно применить в воспитательной работе с детьми. Рассказывается о том, как сочинять сказки, помогающие скорректировать напряженное поведение ребенка в состоянии стресса.
«Проективная диагностика в сказкотерапии». В книге проводится анализ способности человека к составлению основных видов сказок, которые его касаются. Это научное пособие, помогающее психологу спрогнозировать дальнейший ход проведения занятий с определенным клиентом.
«Тренинг по сказкотерапии». Это комплекс программ, позволяющий закалить в ребенке силу воли, избавить от существующих комплексов, от появившихся проблем. В книге приведены сценарии и примеры занятий.
«Игры в сказкотерапии». Автор акцентирует внимание на том, как лучше организовать занятие с ребенком с помощью игры. Работа имеет особую ценность как для ребенка, так и для педагога.
Отзывы о сказкотерапии
Видео-занятия по сказкотерапии
Сказкотерапия – простой, но эффективный метод, помогающий человеку найти выход из существующих проблем, избавиться от страхов и обид, сформировать характер и закалить силу воли.