Речевое развитие детей по возрастам: современные средства, методики, программы и игры для речевого развития детей младшего возраста и дошкольников, советы родителям, как научить ребенка говорить

0

Первые слова малыша – самое эмоциональное, радостное и долгожданное явление для всех родителей. Но для многих крайне актуален вопрос: «Нормально ли протекает речевое развитие моего ребенка, нет ли у него задержки речи?» Ведь часто наши детки «болтают» не так много и активно, как их сверстники и товарищи по песочнице. Развитие ребенка, в том числе и речевое – процесс индивидуальный, сравнивать достижения детей зачастую бессмысленно, но есть определенные нормы, которые должен знать любой родитель. К тому же именно родители могут стать главными помощниками своего ребенка в вопросе формирования и развития его речи.

shutterstock_256017862


Речевое развитие детей по возрастам

shutterstock_38827450Речь ребенка формируется с самого его рождения: его общение с окружающими начинается со звуков, эмоций, но постепенно малыш пополняет свой пассивный словарь, учится понимать значение слов, произносить их и менять интонацию. Поначалу его речь — это простое повторение за взрослыми, а подросшие малыши уже наделяют свои слова смысловой нагрузкой. И очень важно знать усредненные показатели, относительные нормы речевого развития, которые применимы к детям в разном их возрасте. При этом «отклонение» от таких норм на пару месяцев (как опережение, так и отставание) также считается нормой, поэтому, если в полтора года малыш говорит на несколько слов меньше своего ровесника, не стоит отчаиваться.

Итак, ребенок первого года жизни:

  • в 2-3 месяца произносит отдельные звуки, гулит, появляются первые «поющие» звуки (спонтанно), которые направлены на общение с мамой;
  • в 4 месяца звуки, издаваемые ребенком, могут перетекать один в другой;
  • в 5 месяцев может проявиться первый лепет, гласные звуки могут сменяться согласными, а иногда они могут сочетаться (появляются первые слоги);
  • в полгода идет совершенствование лепета, ребенок может повторят одинаковые слоги (ба-ба, да-да);
  • в 7-8 месяцев ребенок уже понимает смысл слов взрослого, может при помощи лепета «завести диалог», учится выстраивать общение и имитировать звуки, произносимые взрослыми, в «режиме эхо»;
  • 9 месяцев – время более сложного лепета, возможно произношение первых слов, состоящих из одинаковых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба);
  • в 10-11 месяцев малыш подражает речи взрослого, произносит новые слоги, может повторять облегченные слова («на», «да», «ав»);
  • в годовалом возрасте в речевом арсенале ребенка может быть до 10-12 различных простых слов, смысл которых он понимает; малыш быстро накапливает словарный запас, пытается подражать взрослым, услышав новые слова.

rebenok-igraetНа втором году жизни ребенок пытается произносить более сложные слова, но часто облегчает их, произнося только первый слог (дерево – «де», машина – «ма»), при этом одним и тем же словом (слогом) он может обозначать сразу несколько слов или даже целое предложение.

В 1,5 года малыш ассоциирует слова с изображениями, и, глядя на картинку, может произнести, что на ней изображено (так же, проговаривая лишь первый слог). К концу второго года жизни могут присутствовать слова с двумя или тремя разными слогами (каша, мишка, собака). Как правило, речь ребенка на данном этапе состоих из существительных, но к двум годам в его речи появляются глаголы (пить, кушать, гулять), а также простые прилагательные (хороший, красивый). Всего в арсенале ребенка может быть до 150-200 слов.

razvitie-rebenka-4-let-2В начале третьего года жизни малыш уже может употреблять существительные во множественном числе, а глаголы – в прошедшем времени. Начинается развитие активной речи, она становится связной, словарь ребенка стремительно расширяется. Появляются первые фразы и предложения, которые к 2,5 годам становятся более сложными. Ребенок может допускать ошибки в словах и фразах, повторять или прерывать слова, запинаться, но эти явления исчезают к 4-м годам. На третьем году жизни малыши охотно запоминают и повторяют первые простые стихотворения, а иногда выдумывают свои собственные слова, которые поднимают настроение родителям. К 3-м годам в речевой арсенал малыш может насчитывать до 1000 разных слов, которыми малыш пользуется в ежедневном общении.


Нормы и задержка речевого развития у детей дошкольного возраста

i_002Таким образом, уже к 4-м годам ребенок использует в речи простые, но распространенные предложения, а к пятилетнему возрасту в его речевом запасе появляются сложноподчиненные предложения, он вполне может пересказать несложный текст или сказку. К школе у большинства детей уже сформировано верное произношение и восприятие всех звуков. Ниже более подробно представлены речевые навыки детей дошкольного возраста.

bezymyannyjЗадержка речевого развития в младшем и среднем «садиковском» возрасте впоследствии может сказаться не только на способности ребенка связно выражать свои мысли, но и на его умении читать и писать. Если вы заметили, что возможности ребенка сильно запаздывают в сравнении с теми, что представлены в таблице, малыша стоит показать (хотя бы консультативно) логопеду или психологу.


Диагностика нарушения речевого развития у ребенка: когда стоит беспокоиться?

Beautiful blonde toddler makes 'Speak no Evil' sign

Диагностика речевых нарушений у детей может проводиться в любом возрасте, но чем раньше это будет сделано, тем лучше. Первыми тревожными сигналами для родителей годовалого малыша должны стать такие:

  • ребенок не понимает слов, которые родители часто используют в своей речи;
  • не реагирует на свое имя;
  • не пытается воспроизвести никаких слов, произносимых взрослыми, даже на «своем» языке;
  • для привлечения внимания мамы пользуется лишь плачем;
  • в возрасте 1,2-1,5 лет не узнает изображения на картинках и не понимает простых вопросов.

Рассмотрим, какие явления в речевом развитии должны насторожить родителей на примере 2,5-летнего ребенка:

  • запас слов ребенка не достигает 20 (не имеются в виду полноценные слова, но хотя бы звуки, первые слоги, которые означают определенные объекты);
  • в своей речи малыш не комбинирует слова между собой;
  • слова и звуки произносятся невнятно, вы не понимаете ребенка;
  • нет взаимодействия и «речевых» игр с другими детьми;
  • малыш не называет окружающие его предметы, не может назвать члена семьи (даже «по-своему»);

При наличии одного или нескольких вышеперечисленных признаков лучше посетить педиатра, так как у ребенка могут быть элементарные проблемы со слухом, которые затормаживают его речевое развитие.

Если после 2,5-3 лет у ребенка отсутствует фразовая речь, и он не отвечает на простейшие вопросы, типа «Что это?» или «Где?», нужна консультация логопеда и невропатолога. Лучше записать малыша на посещение логопедических групп или посетить коррекционные занятия, направленные на развитие речи детей садиковского возраста.


Современные средства речевого развития детей

children and mother playing with letters isolated on white

Чаще всего молодые родители, когда речь заходит о современных средства речевого развития детей, начинают думать, что таковыми являются развивающие интерактивные игрушки, компьютерные игры и использование планшета, обучающие мультфильмы и прочие достижения научного и технического прогресса. Однако дети, в семьях которых поощряются разнообразные гаджеты для развития речи, вовсе не начинают говорить раньше своих сверстников, наоборот, часто демонстрируют некоторую задержку именно в развитии речи.

Все потому, что компьютер и телевизор не являются помощниками в обучении ребенка искусству речи. Технические новшества стимулируют воображение, фантазию, сообразительность и смекалку, развивают разные виды мышления, но они не научат ребенка говорить. Зато хорошими помощниками в речевом развитии ребенка непременно станут следующие методики, о каждой из которых более подробно мы поговорим ниже:

  • специальные упражнения и артикуляционная гимнастика;
  • занятия по карточкам Домана;
  • чтение стихов, словесные игры;
  • творческие занятия: рисование, лепка, аппликации;
  • развитие мелкой моторики;
  • пальчиковые и ролевые игры;
  • коллективные занятия в специальных группах.

Занятия и программы в группах речевого развития

image003_3Коллективные занятия в группах направлены на обучение детей:

  • концентрации их внимания;
  • умению строить диалоги;
  • построению связной разговорной речи, умению излагать свои мысли доступно для окружающих.

А делается это все посредством специальных игр, методик и творческих занятий, которые очень интересны детям. Взаимодействуя со сверстниками, детки быстрее обучаются, в коллективе они охотнее и более явно выражают свои эмоции вербально.

zasw3mxffo22s8cii9flСпециалисты рекомендуют обращаться в такие группы уже по достижению ребенком двухлетнего возраста, то есть с периода, когда у большинства детей начинается скачок в речевом развитии.


Упражнения для развития речи ребенка

yourspeechru_664Под упражнениями для развития речи подразумевается не только артикуляционная гимнастика, но и пальчиковые занятия. Доказано, что речевые навыки напрямую зависят от развития мелкой моторики ребенка, таким образом, усиленно работая над последней, вы непременно поспособствуете разговорным способностям своего крохи. Смотрите несложные, но действенные упражнения для развития речи ребенка в представленном ролике.

Очень интересной образовательной методикой является обучение ребенка по карточкам Домана. Такие упражнения наиболее эффективны с детками до 2-х лет. Заключаются данные занятия в том, что приобретаются (или изготавливаются самостоятельно) карточки с изображением разнообразных существ и предметов, которые малышу легко будет воспринять. Наиболее распространены карточки с животными, овощами и фруктами, геометрическими фигурами и цветами, предметами домашнего обихода, знакомыми крохе. Каждая карточка должна быть ярко и крупно подписана. Малышу показывается карточка и четко, довольно громко и точно произносится название изображенного на ней предмета. Каждую карточку малыш должен рассматривать около 10 секунд, после чего нужно перейти к следующей карточке.

img_0833 img_0849За одно занятие не стоит показывать ребенку больше 10-15 карточек, он их просто не запомнит. Уже через несколько таких «сеансов» малыш будет готов к экзамену: разложите перед ребенком знакомые ему карточки и попросите его показать, где здесь, например, помидор, собака или телефон (смотря, что вы изучали). А еще через несколько занятий ребенок удивит вас тем, что сам будет произносить названия предметов, изображенных на карточках. Методика Домана – просто находка для многих мамочек, которые заботятся о раннем речевом развитии своих малышей.


Творческие занятия для развития речи ребенка

shutterstock_329019866Творчество играет одну из главных ролей в развитии речи малыша. Ведь творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики у ребенка, а она, в свою очередь, стимулирует формирование и обогащение его речи. Итак, каким творчеством заняться со своим малышом, чтобы совместить приятное занятие с полезными для речи упражнениями? Советуем заняться:

  • лепкой из пластилина;
  • рисованием пальчиковыми красками (они гипоаллергенны и безвредны для детских пальчиков);
  • созданием аппликаций, как из бумажных крупных деталей, так и из более мелких (подойдет бисер, различные крупы);
  • изготовлением разного рода поделок (например, из крышечек от бутылок);
  • собиранием узоров из мозаики;
  • рисованием, но не только карандашами или красками, но и, например, песком или солью, а также ватными палочками, путем их смачивания в красках разных цветов;

lepkaПридумывайте различные творческие занятия для своего малыша, не ставьте его в конкретные рамки и, конечно же, не ругайте, если он весь перепачкается или что-нибудь рассыплет. Посредством творчества кроха будет учиться проявлять свои эмоции: сначала будет делать это так, как умеет, но после регулярной арт-терапии в его лексиконе обязательно появятся новые слова и фразы.


Игры для речевого развития

Для самых маленьких деток, а также малышей второго и третьего года жизни для развития речевых навыков идеальными будут пальчиковые игры, стимулирующие развитие мелкой моторики. Исчерпывающую информацию об этих занятиях можно получить из статьи: Развитие мелкой моторики у ребенка: игры, упражнения и гимнастика для мелкой моторики.

Ну а теперь познакомим вас с играми другого плана, которые подойдут как для дошкольников, так и для совсем маленьких детишек, которые только учатся произносить свои первые слова. Главное – подобрать соответствующий уровень сложности для вашего ребенка, исходя из его возраста и навыков.

igryigry-dlyarechiuprazhneniya


Как научить ребенка говорить: советы родителям

08-ranneye-razvitiye-rechi-rebenka-1Какие бы у ребенка ни были игрушки, в какие бы компьютерные игры он ни играл и какие мультфильмы ни смотрел, то, когда он заговорит, и как будет разговаривать целиком и полностью зависит от общения с ним его родителей. Именно члены семьи малыша служит для него примером: глядя на них и общаясь с ними, ребенок формирует свою речь. Поэтому, дорогие родители, если хотите поскорее услышать от своего крохи осмысленную связную речь, постарайтесь:

  • разговаривать с малышом чаще;
  • задавать ребенку вопросы, мягко пытаясь добиться от него ответа;
  • не пользоваться длинными, закрученными фразами, смысл которых малыш будет терять;
  • хвалить малыша за каждое его достижение;
  • обязательно читать ребенку книги, как сказки, прозу, так и стихи (дети 2-3-летнего возраста лучше запоминают именно стихи и песни);
  • объяснять ему что, как и почему вы делаете: не отмахивайтесь от малыша, просто сказав «Так надо»; объясняйте ему подробно, зачем вы идете в магазин, поликлинику, в детский сад и т.д., что вы будете там делать и для чего;
  • не обсуждать при ребенке свои семейные проблемы и не конфликтовать с другими членами семьи: малыш может замкнуться, что затормозит его речевое развитие;
  • не отмахиваться от ребенка, когда он что-то хочет вам сообщить, уделять ему должное внимание: то, что хочет сообщить ребенок, должно стать для вас архиважно.

razvitie-rechiИграйте с ребенком «в театр», а актерами пусть выступают его игрушки (или приобретите специальный пальчиковый театр»;

Уже после года начинайте играть в ролевые игры, пусть кроха представляет себя в роли доктора, повара, парикмахера, продавца.

logicheskoe-myshlenieИ помните, ваш малыш будет говорить так, как это делают в его семье, и будет его речь красивой и понятной или невнятной и скудной, во многом зависит от вас.


Видео-рекомендации по развитию речи у детей

Об Авторе

Elizza0304

Оставить комментарий